Церковный ритуал.
Церковный ритуал – это не просто набор красивых действий, совершаемых священнослужителем над усопшим. Данный ритуал проводится не для родственников, не для того, чтобы было «не хуже, чем у других», это то, в чем действительно нуждается верующий человек после смерти – в молитве об успокоении его души. Если же человек при жизни был убежденным атеистом или не проявлял интереса к духовным религиозным традициям, то нет смысла требовать отпевания.
Первое, что должно быть совершено с телом умершего - это омовение. Омывают покойника теплой водой с помощью мягкой ткани или губки. Обычно омовение совершают люди старшего возраста. При этом читается молитва «Трисвятое» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») или просто «Господи помилуй».
После омовения тело христианина одевают в чистые одежды. Если в момент смерти на человеке не оказалось креста, его сразу же необходимо надеть. Руки складывают крестообразно на груди так, чтобы правая рука находилась поверх левой.
В левую руку покойного вкладывается икона или крест, в знак веры умершего во Христа. Икона для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. Часто в руку вкладывают крест, а образ полагают на грудь.
На лоб умершего возлагается венец - венчик из полоски бумаги или ткани, на которой расположены образы Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также текст молитвы «Святый Боже». Венчик дается родственникам умершего в храме, когда заказывается отпевание.
Тело в гробу наполовину покрывается священным покровом. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицом умершего к выходу. По обеим сторонам гроба и в его головах зажигают церковные свечи (в крайнем случае одну свечу в головах). Свеча или лампада должны гореть непрерывно все то время, пока в доме находится покойник.
Перед положением покойника гроб кропят снаружи и изнутри святой водой. Когда тело положено, кропят самого умершего.
В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви, ногами к алтарю, а головой к выходу, и по четырем сторонам гроба зажигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека.
После пения «Вечной памяти», перед выносом из церкви, родные и друзья покойного обходят гроб с телом и с поклоном просят у усопшего прощения за невольные обиды, после чего в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на его груди). После этого тело с лицом закрывается покрывалом, и священник посыпает его крестообразно освященной землею со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23:1). Под пение тропарей «Со духи праведных» гроб закалачивается, после чего уже не открывается. Заканчивается отпевание тем, что после пения «Вечной памяти» гроб выносят из церкви.
Если по какой-то причине нет возможности совершить отпевание тела в храме, совершается заочное отпевание покойного.
Родственники умершего должны заранее заказать отпевание в одной из церквей. Уже дома (или в морге) умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, а на лоб кладется венчик. После прощания с телом усопшего на кладбище, его также закрывают покрывалом, и как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое, чтобы получился крест правильной формы) посыпают освященной землей.
Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.
Рекомендуем почитать:
Похоронные ритуалы мусульман.
Ритуальная трапеза.
Все, что нужно знать о поминовении усопших.
Как вести себя во время похорон.