Войти на сайт
Восстановление пароля

На Ваш адрес электронной почты будет отправлена ссылка для восстановления пароля

Церковный ритуал.

Церков­ный ритуал – это не просто набор красивых действий, совершаемых священнослужителем над усопшим. Данный ритуал проводит­ся не для родственников, не для того, чтобы было «не хуже, чем у других», это то, в чем действительно нуж­дается верующий человек после смерти – в молитве об успокоении его души. Если же человек при жизни был убежденным атеистом или не проявлял интереса к духовным религиозным традициям, то нет смысла требовать отпевания.

Первое, что должно быть совершено с телом умер­шего - это омовение. Омы­вают покойника теплой водой с помощью мягкой ткани или губки. Обыч­но омовение совершают люди старшего возраста. При этом читается молит­ва «Трисвятое» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, по­милуй нас») или просто «Господи помилуй».

После омовения тело хри­стианина одевают в чистые одежды. Если в момент смер­ти на человеке не оказалось креста, его сразу же необхо­димо надеть. Руки складыва­ют крестообразно на груди так, чтобы правая рука нахо­дилась поверх левой.

В левую руку покойно­го вкладывается икона или крест, в знак веры умерше­го во Христа. Икона для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божи­ей Матери. Часто в руку вкладывают крест, а образ полагают на грудь.

На лоб умершего воз­лагается венец - венчик из полоски бумаги или тка­ни, на которой располо­жены образы Иисуса Хри­ста, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также текст молитвы «Святый Боже». Венчик дается родственни­кам умершего в храме, ког­да заказывается отпевание.

Тело в гробу наполови­ну покрывается священ­ным покровом. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицом умершего к выходу. По обе­им сторонам гроба и в его головах зажигают церков­ные свечи (в крайнем слу­чае одну свечу в головах). Свеча или лампада должны гореть непрерывно все то время, пока в доме нахо­дится покойник.

Перед положением по­койника гроб кропят сна­ружи и изнутри святой во­дой. Когда тело положено, кропят самого умершего.

В храме гроб с телом умер­шего ставят посреди церкви, ногами к алтарю, а головой к выходу, и по четырем сторо­нам гроба зажигают светиль­ники. Служба отпевания состоит из песнопений, в ко­торых кратко изображается вся судьба человека.

После пения «Вечной памяти», перед выносом из церкви, родные и друзья по­койного обходят гроб с телом и с поклоном просят у усоп­шего прощения за невольные обиды, после чего в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, нахо­дящуюся на его груди). После этого тело с лицом закрывает­ся покрывалом, и священник посыпает его крестообразно освященной землею со сло­вами: «Господня земля, и ис­полнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23:1). Под пение тропарей «Со духи праведных» гроб закалачи­вается, после чего уже не от­крывается. Заканчивается от­певание тем, что после пения «Вечной памяти» гроб выно­сят из церкви.

Если по какой-то при­чине нет возможности со­вершить отпевание тела в храме, совершается заоч­ное отпевание покойного.

Родственники умершего должны заранее заказать от­певание в одной из церквей. Уже дома (или в морге) умер­шему в правую руку вкла­дывается разрешительная молитва, а на лоб кладется венчик. После прощания с телом усопшего на кладбище, его также закрывают по­крывалом, и как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на ле­вое, чтобы получился крест правильной формы) посы­пают освященной землей.

 

Особые дни помино­вений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древ­ним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

 

Третий день. Поминове­ние усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскре­сения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа пре­ставившегося еще находит­ся на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Анге­лом по тем местам, которые притягивают ее воспомина­ниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения. Весьма своевременно поэто­му церковное поминовение души, представшей пред ли­цем Правосудного.

Девятый день. Помино­вение умершего в этот день бывает в честь девяти чи­нов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о поми­ловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела за­ходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувство­вала, находясь в теле и по­сле выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения свя­тых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удосто­иться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ан­гелам опять представить душу к Нему на поклоне­ние. Со страхом и трепетом предстоит душа пред пре­столом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как вре­мя, необходимое для приу­готовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. При­нимая все это за основание, Церковь установила совер­шать поминовение в сороко­вой день после смерти, что­бы душа преставившегося взошла на святую гору Не­бесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

В сороковой же день душа в третий раз возно­сится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей на­значается место пребыва­ния до Страшного суда. 


Рекомендуем почитать:
Похоронные ритуалы мусульман.
Ритуальная трапеза.
Все, что нужно знать о поминовении усопших.

Как вести себя во время похорон.